Кольцевые сопла переменного сечения в турбокомпрессорах
VaПервые промышленные турбокомпрессоры с кольцевыми соплами переменного сечения были выпущены компанией Garrett в середине 90-х г.г., и сегодня они установлены на большинстве дизельных двигателей. Именно появление сопла с переменным сечением (иначе — с переменной геометрией) в технологии турбокомпрессоров, вместе с промышленными системами инжекционного впрыска топлива, привело к росту популярности дизельных двигателей малого объема для легковых автомобилей.
VNT Air Flow Rigs - A Changing Market
В последние десять лет технологии автомобилестроения непрерывно совершенствовались с целью снижения эмиссии отработавших газов в соответствии с нормами токсичности Евро 4, 5 и 6. Вследствие этих изменений технологии двигателе- и турбиностроения стали гораздо сложнее, появились турбокомпрессоры с регулируемым проходным сечением корпуса турбины, и правильное регулирование проходного сечения стало более значительным в надлежащей эксплуатации турбокомпрессора. Это ставит новые задачи перед предприятиями, занимающимися ремонтом турбокомпрессоров, так как точная регулировка турбокомпрессоров, установленных в последних моделях
автомобилей, требует дополнительного специализированного оборудования, в том чесле и для регулировки воздушного потока.
Что же это такое “сопло с переменным сечением”?
Когда турбокомпрессор настраивают под двигатель, конструкторы должны сбалансировать тягу на низкой скорости с эффективностью на высоких скоростях. Сопло с переменным сечением (иначе — с переменной геометрией) предназначено для изменения сечения поступающего отработавшего газа в зависимости от скорости двигателя, чтобы точно соответствовать требованиям двигателя по наддуву. При тяге на низких скоростях сопловая лопатка перемещается к положению «лопатка закрыта» для уменьшения сечения сопла, увеличивая этим скорость газа, проходящего через турбину, и улучшая тягу на низких скоростях двигателя — как если бы вы зажимали конец шланга, чтобы усилить напор воды. По мере увеличения скорости двигателя, привод перемещает сопловые лопатки в полностью открытое положение, максимизируя поток отработавшего газа.
Точность регулировки лопаток
В ходе производства нового турбокомпрессора с переменным сечением корпуса турбины, положение лопаток настраивается при помощи высокоточного оборудования для регулировки воздушного потока, что обеспечивает прохождение определенного количества воздуха через лопатки при их минимальном открытии. Если лопатки расположены слишком
близко друг к другу, это может привести к заглушению двигателя и перегрузке турбины. Если они расположены слишком далеко друг от друга, турбина будет запаздывать и реагировать недостаточно быстро.
При использовании традиционных методов регулировки лопаток во время ремонта турбины возможны существенные погрешности в расчете потока воздуха. Измерение рычага исполнительного механизма часто выполняется от литой поверхности центрального корпуса, положение которого во время производства недостаточно строго контролируется. Так как допустимый уровень потока воздуха для более старых двигателей был достаточно высоким, то отремонтированный турбокомпрессор работал относительно хорошо по сравнению с неисправным, поэтому владелец автомобиля был доволен результатами. При ремонте турбокомпрессоров ранних моделей требовалась более точная регулировка проходного сечения корпуса турбины,
чтобы предотвратить недопустимое изменение эксплуатационных характеристик или регистрацию кода неисправности в электронном блоке управления. С точки зрения оригинальных производителей это недопустимо, поэтому они не поддерживают ремонт турбокомпрессоров.
Современные турбины
В последние годы, усовершенствование двигателей в соответствии с нормами токсичности ОГ Евро привело к существенному улучшению управления всей воздушно-топливной системой. Многие автомобили премиум-класса
оснащены электронными исполнительными механизмами, что обеспечивает улучшенную обратную связь с электронным блоком управления. Некоторые передовые
ЭБУ турбины теперь подключены к шине CAN и обмениваются данными непосредственно с системой впрыска и расходомерами воздуха, что обеспечивает быструю реакцию на
запросы двигателя. В этом случае параметры регулировки турбины принимаются электронным блоком управления, если они верны; если же они ошибочны, то загорается контрольная лампочка неисправности и включается аварийный режим или запуск двигателя не санкционируется.
По мере появления на рынке все большего количества автомобилей, которые соответствуют норме токсичности Евро 5, будет появляться все больше проблем, так что для некоторых моделей турбокомпрессоров продувка и регулирование воздушного потока станет абсолютно необходимой мерой,
обеспечить которую смогут только мастерские с соответствующим оборудованием. Это значит, что старые турбокомпрессоры будут чаще ремонтироваться при помощи оборудования для регулировки воздушного потока, что обеспечит дальнейшие улучшения в отрасли, занимающейся
ремонтом турбокомпрессоров.
Наличие оборудования для регулировки воздушного потока на рынке
Спрос привел к появлению на рынке нескольких станков для скоростной балансировки VSR, то же самое произошло и со стендами для регулировки воздушного потока. За последние 10 лет опытные специалисты по ремонту турбокомпрессоров подтвердили необходимость точной регулировки воздушного потока турбокомпрессора и недопустимость приблизительной регулировки положения лопаток. В связи с отсутствием такого оборудования на рынке многие предприятия, занимающиеся ремонтом турбокомпрессоров, разработали собственное оборудование для регулировки воздушного потока для точной настройки турбин. Это обеспечило конкурентоспособность и существенное сокращение количества гарантийных претензий, т.е. способствовало созданию хорошей репутации специалистов. В последние годы на массовом рынке появился ряд различных устройств для регулировки воздушного потока. Это хорошая новость для отрасли, занимающейся ремонтом турбокомпрессоров, и для клиентов, которым необходим качественный ремонт турбин, так как требуемый уровень качества снова повысился.